Восстановление «Вельтмейстера», "сражённого наповал"
Недавно ко мне обратился Илья с просьбой оказать консультацию по поводу ремонта аккордеона. Дело в том, что во время излишне интенсивного музицирования оборвался уже ветхий ремень, и аккордеон, вполне естественно, выскользнул из рук и ударился боком о пол. Последствия в таких случаях обычно бывают плачевные - в басах «гудят» все звуки одновременно и «голоса» отвалившиеся от планок. Не стал исключением и «Вельтмейстер» Ильи из Челябинска.
Надо отметить, что ранее, я уже консультировал Илью в вопросах подобного ремонта, но тогда была гармонь «Чайка» и там повреждения были настолько обозначены, что последовательность их устранения была очевидной. В случае с аккордеоном всё было сложнее, по причине большего количества деформированных после удара деталей, отвечающих за точную работу того или иного кинематического узла. Их «скученность» в (рабочем) фабричном расположении в басовой части, заставляет опустить руки, даже профессионалу, если, к примеру «запищал» беспричинно какой-либо голос.
Как исправить и исправить так, чтобы не навредить, не сделать ситуацию вообще трагичной, повреждая соседние детали и, тем самым, усугубляя ситуацию. Вот такая задача стояло перед Ильёй «видит око, да зуб неймёт». Почему всё же было принята попытка подобного ремонта? Во-первых, помощи ждать неоткуда и приглашать мастера это очень дорого и ещё большой вопрос – возможно ли вообще это сделать? Во-вторых, Илья, как было сказано ранее, уже однажды отремонтировал басы своей гармони и у него уже был какой-то опыт. В-третьих, Илья обучается в музыкальном училище на народном отделении и имеет базовые знания по теории музыки. К тому же, обучаясь игре на баяне, он отчётливо понимает, КАК должен звучать тот, или иной звук. Поэтому я со своей стороны «помогал на расстоянии», как мог, а Илья, внимая моим рекомендациям, пытался воплотить всё это в реальные действия. Что из этого получилось? Читайте статью и смотрите видео.
Чтобы понять, что нужно делать первоначально и, вообще понять нанесённый ущерб басам инструмента, я просил Илью, чтобы он снял небольшую «фильму» и предоставил фото с повреждениями. Предварительный анализ с моей стороны был неутешительным. В результате удара были сильно деформированы практически ВСЕ штифты, расположенных на 12 штангах. Точнее сказать, они сильно прогнулись и приблизились к заусенцам своих пластинок так близко, что поднимали лапки-клапанов, идущих на клавиши ещё до нажатия клавиши. К тому же некоторые рычаги – пластинки клавиш вылетели из посадочных мест, а в некоторых случаях и вовсе перескочили своими заусенцами через штифты.
Итак, первоначально я советовал Илье, чтобы он попытался отгибать штифты, приводя их в фабричное состояние до удара. Однако, когда он начал это делать, то выяснилось, что и сама механика в результате удара пострадала, а именно вылетели шурупы, которые фиксируют её к корпусу.
Можно увидеть в видео с 6:30, что стойки с механизмом клавиш сильно шатаются. Это, конечно же усложнило решение проблемы, так как теперь нужно было вынимать 4 ряда рычагов клавиш (Б, М, 7 и ум7), прикручивать стойку. Илья, чтобы не спутаться раскладывал эти ряды на столе так, чтобы не перепутать их при последующей установке на место.
Так вначале он установил 2 ряда клавиш (Б, М) мажорные и минорные и демонстрирует их работу, а точнее сказать их звучание.
Смотреть видео с 7:20. Мы можем услышать, что в некоторых аккордах явно 3 звука имеют неполноценное звучание, так как, отогнув штифты на штангах, клавиша всё равно не может своими заусенцами схватить нужный штифт до режима поднятия лапки. Как же Илье удалось справиться с этим? Он вновь и вновь держался пальцами одной руки за крайний штифт штанги, а пальцами другой руки пытался отгибать их, (все штифты) этой штанги настолько, насколько это было возможно.
Если пренебречь подобной операцией, а именно отгибать примерно одинаковое расстояние штифта, то в последствии нажатие разных аккордов будет разным по силе. Что очень плохо для играющего, так рядом стоящие клавиши имеют разное давление при утоплении клавиши в отверстие панели. То, что у Ильи получилось это сделать, свидетельствует тот факт, что все клавиши имеют примерно одинаковую посадку в панель.
Так шаг за шагом басы начинали звучать полноценно, особенно это отчётливо демонстрируется после установки (7 и ум.7) 2-х крайних септаккордов. Смотрите и слушайте в видео с 9:13 и далее.
Безусловно, нельзя считать теперь, когда все клавиши установлены и равнозначно нажимаются с одинаковым давлением, что ремонтные работы закончены и всё отлично. Возможно, что при игре будут проявляться какие-то западания клавиш и не все (3-4) ноты будут звучать при нажатии. Но всё это исправимо, так как Илья понял в совершенстве систему работы механики и теперь без подсказок может сделать, и добиться положительного результата. Нужно будет ещё поработать с правой клавиатурой, где имеются проблемы с клавишами, а также отремонтировать (установить вылетевший уголок) и пр.
В целом проделана колоссальная работа. Илья справился на отлично. Каждый мужчина сможет теперь может сделать это, воспользовавшись видео и фотодокументами.
В литературе иногда встречаются иные названия деталей аккордеонов, баянов, гармоней: «штифт», или «стояк» металлический стержень, стоящий вертикально вверх от каждой из 12 штанг «проволочных валиков», которые зафиксированы непосредственно на корпусе инструмента. Заусенцы, не совсем техническое название, в литературе это металлическая пластина, или «толкатель», который является впаянным рычагом клавиши (кнопки) левой руки. Все эти рычаги расположены параллельно друг другу и перпендикулярно штифту каждой из 12 штанг. На каждом рычаге клавиши имеется ответвление, которое называется «усик». Мажорные усики клавиш «Б» и минорные «М» имеют по 3 «усика», септаккорды «7» и «ум. 7» имеют по 4 «усика». Для правильной работы кинематики рычага, необходим небольшой люфт между её «усиками» и штифтами
Спасайте Ваши аккордеоны и баяны, даже если они сильно ударились, не опускайте рук, не хороните их преждевременно.
С уважением Максим, мастер консультант по аккордеонам, баянам и гармоникам. Уральск, мартовские хроники, 2017