Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [21]
Мои статьи, не вошедшие в категории
Настройка фортепиано [14]
Все материалы, относящиеся к процессу настройки пианино
Компьютер, музыка, дети [0]
Компьютерные методы первоначальной музыкальной подготовке детей
Новости
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
















ВХОД

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Рекомендую!




Мой сайт

Мои партнёры
Блог администратора сайта
Блог Максима
Ещё один сайт Максима
Основной сайт разработчика
РУССКАЯ СЕТЬ
Каталог сайтов Всего.RU
Каталог сайтов и интернет ресурсов
Портал МИР ИСТИНЫ
МОЯ газета
 

 

Tuning piano, children, music Вторник, 21.11.2017, 03:54
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог статей
Главная » Статьи » Настройка фортепиано

Очевидное и вероятное, или настройка «наоборот»

 

 

Конь так не ходит, товарищ гроссмейстер.  
А как, по-вашему, ходит конь?
(Один из диалогов Великого Комбинатора)

А, ключик-то, ты Максим держишь не правильно
Почему не правильно?
(Из разговора настройщика с заказчиком)

    

 Однажды я пришёл на заказ и, как обычно начал исправлять «разъехавшиеся» ноты в хорах. Надо сказать, что обычная практика моей повседневной рутинной настройки мало отличается в каких-либо особых изысках. Я вынужден не использовать, присланный безвозмездно профессиональный Г-образный ключ, так как в основной своей массе пианино, которые нужно настроить, уже давно исчерпали своей ресурс и весьма трудно работать, скорее малоэффективно, таким ключом. Поэтому приходиться изворачиваться и добиваться определённой устойчивой фиксации колков при помощи Т-бара.

В обычной и повседневной жизни настройщика-ремонтировщика, Т-бар используется, лишь для выкручивания колков при их износе и не способности держать определённое натяжение струн. Однако мне очень часто приходиться использовать этот ключ для темперации звуков. Почему? Да, потому, что если рассмотреть работу настройщика, а точнее то, как он работает Г-образным ключом, то эта всегда стандартная процедура, а именно, приложение силы по часовой стрелке (от 12 час. к 5 час.) правой рукой на ручку ключа. При этом различаются некоторые вариации положения его руки по отношению к рычагу. Правую руку настройщик по локоть кладёт на ручку ключа, кисть сжимающая рычаг находится ближе к основанию. В таком положении он прилагает некоторую силу, чтобы сдвинуть колок по вращательной по часовой стрелке вниз. Иногда он может сместить кисть, даже обхватывать ручку кистью снизу, то есть, как этого требует процесс. 

Вариантов приложения силы, надо сказать ни так уж много, но, каждый мастер использует свою, особую, удобную, только ему методику. При этом не всегда мастер, лишь даёт силовую нагрузку на рукоятку ключа по вращательной. Иногда, если колок не хочет «садиться на место» настройщик гнёт колок, расклинивает его в посадочном месте, бьёт ладонью по рукоятке. То есть силовая нагрузка работает  по направлению к чугунной раме, либо прямо противоположно от неё.

Но вернёмся к началу моего повествования, дело в том, что я никогда особо не размышлял, почему настройщики именно, так держат ключ. Это казалось для меня аксиомой. Большинство настройщиков «правши», значит с точки зрения эргономики, рукоятка ключа расположена справа. Правой рукой мы прилагаем силу и вращаем на заданный тон наш колок. Но следует заметить очень существенную деталь, что конструкция колкового механизма фортепиано традиционно имеет правостороннее натяжение струны. Этим, кстати, объясняется и то, что и конструкция колка, в процессе эволюции в фортепианостроении, обрела такую же правостороннюю резьбу-насечку.

Поэтому струна (защемлённая балка с вращательным основанием вверху) закреплена на чугунной раме так, что силовая нагрузка от её натяжения действует на колок таким образом, что разупрочняет  деревянное посадочное место в пробке снизу. Пробка это деревянная вставка в отверстии в чугунной рамы, в которую закреплён колок. Далее, за чугунной рамой, располагается колковая доска. В отверстии этой колковой доски колок разупрочняет посадочное место, но уже в верхней её части. Из этого следует вывод, что любая струна в фортепиано, изначально своей силой натяжения приносит износ, ещё даже не будучи зафиксированной на нужный тон. Это её естественное положение, давить на колок  вниз.

Так к чему же я всё это, подробно описываю? Дело  в том, что наблюдавший за мною клиент, очень даже хорошо понимающий устройство фиксации струны (инженер-технолог одного из оборонных заводов г. Уральска) и натолкнул меня на мысль о неправильной работе ключом. Я очень ему за это благодарен! Когда он подробно пояснил, что он имеет ввиду, рукоятка, а я в тот момент работал как раз Г-образным ключом, должна работать иначе, у меня был шок!

Как было уже сказано ранее, обычная практика это положение рукотятки Г-образного ключа справа, сверху вниз. Что же происходит, когда мы так работаем? Колок в состоянии покоя, когда мы ещё не сдвинули его, уже под воздействием силы струны продавил посадочное (деревянное) место, сформировав, таким образом из круга эллипс. Теперь мы даём дополнительную силовую нагрузку рукояткой ключа справа, к уже имеющейся силе давления  на колок. То есть без злого умысла настройщика, происходит следующее, колок даже в новом инструменте подвергается не только вращающему моменту, но и изгибается, возникает изгибающий момент. Таким образом, при классическом методе настройки, настройщик значительно сокращает ресурсную базу инструмента. В момент натяжения струн, за счёт увеличения силы трения, которая является следствием появления изгибающего момента, он разупрочняет деревянную часть посадочного места колка (в передней его части внизу, а в задней – вверху) и, как следствие необоснованный износ посадочного места и невозможность обеспечения стабильности строя. Для новых инструментов это, может быть и не совсем актуально и, может быть, незаметно, но, отнюдь, не способствует сохранению его ресурса.

Более того, многие мастера, при настройке изношенного инструмента, вместо проведения мероприятий по обеспечению надёжного сочленения «колок-посадочное место», с целью экономии времени, сил и средств, созданием изгибающего момента пользуются для окончательной фиксации колка, они как бы расклинивают колок в его посадочном месте, что тоже не щадит посадочного места и вносит свою лепту в дополнительный износ. Можно только предполагать, как долго такой инструмент будет держать строй.

Это не значит, что всем настройщикам нужно в одночасье перестать настраивать подобной методикой, однако, если имеется старый инструмент и необходимо его настраивать, нужно поменять привычную процедуру на прямо противоположную. А, именно, рукоятка ключа должна располагаться слева, работать придётся левой рукой. Я теперь всегда буду работать левой. При этом положение рукоятки при вращении, должно быть (от 9час. до 12час.), рукоятка ключа работает снизу вверх, как бы приподнимая колок в процессе натяжения струны. Таким образом, мы практически полностью исключаем изгибающий момент, действующий на колок, колок  движется более плавно, усилие, безусловно, меньшее, за счёт сокращения площади соприкосновения колка с его посадочным местом и, соответственно, уменьшения силы сопротивления (трения), что, в свою очередь, располагает к концентрации на звуковые ощущения при выполнении операции вращения. Все неудобства, связанные с данной процедурой настройки будут компенсированы, как мне кажется, более стабильным и долговременным строем фортепиано.

Подобную методику настройки пианино левой рукой можно применить и Т-образному ключу (Т-бару). При этом работать не на две руки, а расположить вороток ключа в запястье правой или левой руки, как будет удобно настройщику. Движение руки с (9 час. до 12 час.).  По сути, это уже не движение воротка ключа, а фактически движение за счёт силы пальцев. Безусловно, это неудобно и трудно, но всё же правильно с точки зрения сохранения рабочего ресурса пианино. Придя к пониманию подобной операции, я предположил, что тот, кто впервые установил струны, скорее всего на клавикорд или клавесин, возможно был левша. Потому, что современный Г- образный ключ сделан вопреки всем законам физики, в его основе заложена, лишь эргономика, удобство работы для «нормального» настройщика. Смею предположить, что, если бы была возможность реализовать проект по созданию «правильной установки струн на фортепиано», необходимо бы было установить колки с левосторонней резьбой и установить струны с возможностью  крутить их против часовой стрелки. Тогда бы  «и волки были бы сыты, и овцы целы», а то сейчас, если применить эту пословицу к процессу настройки, то справедливо только утверждение о сытости волков, овцы, к сожалению, целы далеко не все.

НИЖЕ  ПРИВЕДЕНО  ЦИТИРОВАНИЕ  ОБСУЖДЕНИЯ  С  ФОРУМА  "КЛАССИКА"

Категория: Настройка фортепиано | Добавил: donguluk (12.10.2012) | Автор: maxim tuner E W
Просмотров: 1867 | Теги: Т-бар, колок, работа настроечным ключом, Максим, настройка фортепиано | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 10
9  
Все комментарии размещены без согласия их авторов

-1
10  
Из всей обширной дискуссии на форуме автор выбрал комментарии, которые наиболее критичные и противоречившие основным утверждениям автора, наверное с тем, чтобы рассмотреть вопрос более полно, с учётом всех замечаний и противоположных мнений. И упомянутые авторы, вот уже в течении длительного времени не возражали против своих умозаключений, которые они высказали при обсуждении статьи на форуме "Классика". Наличие дискуссии и есть метод попытки установления истины, а не уход от критики, или грубое отстранение автора от спора, с тем,  чтобы волевым решением "продвигать" своё мнение, уходя от критики и показывая несостоятельность своих умозаключений. О порядочности автора говорит и тот факт, что автор умышленно не стал размещать здесь выводы оппонентов, которые его поддерживают и солидарны с ним.

8  
Просто удивительно,что столько говорим о том,что давно решено и принято,как 2Х2 из начального курса сопротивления материалов.Заблуждение alexHutor в том,что Вы предполагаете,что кистью руки с упором в рукоятку большим пальцем,(при расположении ключа справа от струны)уравновешиваете силу натяжения струны (75-150кг.)?Но это просто нереально,а других ,уравновешивающих натяжение струны сил,просто нет.Вам же не приходит в голову при настройке рояля ставить ключ слева от стуны и тянуть ее направлением рукоятки от себя???С пианино все наоборот,оно устроено иначе,но раскладка сил одна и та же.Просто ,,правше,,так удобнее в ущерб строю и долговечности В.Б.(просадка пробок и отв.В.Б.).

7  
Тут идут более, чем конкретные усилия. Если мы при настройке пианино держим руку справа, то ключом помогаем усилиям струны, изгибающей вирбель в свою сторону. Я тоже правша. И тоже ленивый. Куда удобнее держать ключ справа от струны и сидя на стуле.

6  
Насколько помнится из практики, древние ключи были изготовлены под древние инструменты, у которых натяжение струн было намного меньше, не по сто килограмм на струну, как сейчас. И, соответственно, трение колка в вирбельбанке было намного меньше. Поэтому двуплечий рычаг в современных инструментах надобно было бы уже крутить двумя руками. А какой рукой бить по клавише во время настройки? Вот и получается, что при нынешних конструкциях инструментов одноплечий ключ более рационален.
Хотя, как знать.... Попробуйте сделать большой торцовый ключ и им понастраивать. Кому что нравится

5  
А отчего бы вдруг "невозможно по понятным причинам"? Ведь никто не запрещал сделать торцовый ключ с достаточно большими рычагами. Тогда бы мы имели "пару сил", не заставляющую вирбель гнуться. А ведь и древние ключи как раз были Т-образными. Как и ключи к цитрам (коих у меня две, с родными ключами, хотя уже квадратами).
Как-то чинил прямоугольный рояль. Где-то 30-х годов позапрошлого века. Хвостовики вирбелей - прямоугольные. Не квадраты. Наверняка предполагался именно торцовый ключ. Который можно крутить в любой позиции.

4  
У меня возражения достаточно тухлые и лёгкие. Тут рисуется эпюра действующих сил. (Я ж в ХАИ учился, откуда меня как раз по этим дисциплинам два раза выгоняли. Второй раз - удачнее). Конечно же, торцевой ключ мог бы предоставить вирбелю именно вращательное движение, поскольку в этой ситуации действует "пара сил". И тогда бы мы уподобили колок - оси диска граммофона. Но Г-образный ключ обязан иметь и изгибающий момент, который не так уж мал. Расположение ключа справа либо слева от струны при "одинаковом" вращении действует существенно по-разному. Это становится очевидным на очень тугих колках и не слишком большом трении струны в её движении по раме и аграфам-каподастрам. Вирбель ещё не вращается, а высота струны меняется. При "нормальной" посадке вирбеля это не очень сильно заметно. При слабых колках вообще не замечается. Наверняка на вирбель действует и "скручивающая" сила. Но ею, полагаю, вполне можно пренебречь. Уж слишком она несоизмеримая.
Учитывая, что ключ - рычаг с соотношением примерно 1:100, вовсе не стоит удивляться не только вращательным движениям, но и изгибательным. Минимальные изгибательные движения - при расположении ключа вдоль струны. Всё равно гнёт колок, но вправо-влево, что имеет наименьшее влияние на высоту тона.

И по весу ключа. Конечно же - дело вкуса. Но лично я подозреваю, что слишком лёгкий или слишком тяжёлый - пагуба. Фирменные ключи примерно одинакового веса (который я не назову). Можно представить себе ключ в виде очень тонкого и лёгкого прута. С толстой рукояткой, естественно. Мне изначально подобный инструмент кажется сомнительным. Я хочу чувствовать вес ключа. Ведь приходилось работать разными. Например, сплющенная квадратом на хвостовике изогнутая трубка. Можно, конечно же, подтянуть колок-два. Но это - "фомка", а не ключ.
Давно уже "устаканились" некоторые стандарты. Длина головки, длина ручки, угол между ними, общий вес. По "центру тяжести" был немного ошарашен. Даже не догадывался. Как и о гиперболе внутри головки. Очень сложный и тонкий инструмент. Не занимайся я ключами, в жизни бы не додумался. Наверное.
И ещё. Наверняка, работать чужим ключом не очень уютно. Но если он сделан правильно - то и без проблем. Это - как смычок на скрипке. Скрипач берёт в руки, и сразу играет. А потом либо хвалит, либо ругает.

3  
Никакой "сгибающей", даже туго сидящий колок с удовольствием делает микрошаги. Сдаётся мне, будь ручка ключа полегче, можно было бы меньше работать большим пальцем

2  
Конечно же, вирбель не только вращается, но и гнётся. И нужно использовать эти его свойства. Только при Т-образном ключе, когда бы мы крутили двумя руками, колок бы не гнулся. Но такое невозможно по понятным причинам.

1  
Скрипач на крыше

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Жизнь простого человека
  • Обучение музыке с компьютером
  • Donguluk-Колесников
  • Настройка пианино и музыка для детей
  • Загрузка файлов
    Здесь Вы можете закачать свои файлы и получить ссылку


    Скачать БЕСПЛАТНО

    Справочник номеров фортепиано (4,4Мб)

    Жизнь простого человека (1,2Мб)

    Авиация Уральска (1,0Мб)

    МНОГО РАДИО!!!

    Онлайн радио

    Голосовать!


    Web100kz.com - каталог сайтов

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Облако тегов
    donguluk Западный Казахстан Настройка пианино Уральск ноты для детей Уральск Западный Каз электронное сольфеджио Уральск Запа ноты для детей Уральск Западный Каз ноты для детей Уральск Западный Каз ноты для детей Уральск Западный Каз maxum tuner ноты для детей Уральск Западный Каз ноты для детей Уральск Западный Каз ноты для детей Уральск Западный Каз ноты для детей Уральск Западный Каз ноты для детей Уральск Западный Каз ноты для детей Уральск Западный Каз ноты для детей Уральск Западный Каз ноты для детей Уральск Западный Каз ноты для детей Уральск Западный Каз maxim-tuner ансамбли Молоканова Ирина ноты для детей Уральск Западный Каз переложения для фортепиано Восстановление фортепиано Жиганов максим тюнер наводнение Наводнение Уральск Наталья Швабенланд ноты для детей Уральск Западный Каз пианино технология настройки восстановление пианино после наводн ноты для детей Уральск Западный Каз ключ для настройки фортепиано Призрак в туннеле ключ фортепиано Рояль стоимость настройки Западній Казахстан ноты для детей Уральск Западный Каз электронное сольфеджио Уральск Запа Казахстан hammer piano настойка пианино ноты для детей Уральск Западный Каз ремонт молоточка фортепиано электронное сольфеджио Уральск Запа максим-тюнер deformed pedals piano takedown and installation ноты для детей Уральск Западный Каз ремонт педали электронное сольфеджио Уральск Запа ноты для детей Уральск Западный Каз форум Классика электронное сольфеджио Уральск Запа tuning piano Barrie Heaton Johnkie rxd Withindale ноты для детей Уральск Западный Каз электронное сольфеджио Уральск Запа ноты для детей Уральск Западный Каз Чистка пианино от пыли электронное сольфеджио Уральск Запа ноты для детей Уральск Западный Каз электронное сольфеджио Уральск Запа Маша Сидорович пианино Петроф пианино Беларусь фестиваль-конкурс юных талантов детская музыкальная школа №1 Уральс детская музыкальная школа №1 Уральс ноты для детей Уральск Западный Каз электронное сольфеджио Уральск Запа Деркул парк Кирова Рихтер Рыбалка татуировки тюрьма Урал Чаган ноты для детей Уральск Западный Каз электронное сольфеджио Уральск Запа Юрий Владимирович Иванов ноты для детей Уральск Западный Каз электронное сольфеджио Уральск Запа настройка фортепиано колок Максим ноты для детей Уральск Западный Каз работа настроечным ключом Т-бар электронное сольфеджио Уральск Запа гофрокартон ремонт пианино запрессовка колка ключ для настройки пианино колки ноты для детей Уральск Западный Каз сольфеджио maxim_tuner ноты для детей Уральск Западный Каз ноты для детей Уральск Западный Каз ноты для детей Уральск מוסיקה לילדים электронное сольфеджио Уральск Germano De Rossi Gian Luca Pasolini Stefano Malferrari Елена Коробейникова Ернар Мынтаев Мария Сидорович Роза Тленчиева Фиесталония Миленио ноты для детей Уральсk электронное сольфеджио Уральсk corrugated cardboard max tuning pin without cardboard shim укрепление строя пианино ноты для детей Уральск Западный Каз ноты для детей Уральск Западный Каз струна аккорд настроечный ключ ноты для детей Уральск Западный Каз ноты для детей Уральск Западный Каз клавиши колковая доска Циммерман чугунная плита ноты для детей Уральск Западный Каз аккордеон басы баян ноты для детей Уральск Западный Каз ремонт баяна после удара ремонт музыкальных инструментов оцинкованный колок ноты для детей Уральск Западный Каз Уральск настройка пианино ноты для детей Уральск Западный Каз ноты для детей Уральск Западный Каз электронное сольфеджио ноты для детей Уральск Западный Каз ноты для детей Уральск Западный Каз ноты для детей Уральск Западный Каз Первоклассник ноты для детей Уральск Западный Каз ноты для детей Уральск Западный Каз ноты для детей Уральск Западный Каз ноты для детей Уральск Западный Каз ноты для детей Уральск Западный Каз ноты для детей Уральск Западный Каз ноты для детей Уральск Западный Каз ноты для детей Уральск Западный Каз ноты для детей Уральск Западный Каз 噴粉 服務鋼琴 航空 электронное сольфеджио Уральск Запа 儿童音樂 уральск ноты для детей настройка пианино maxim tuner kz Наводнение в Уральске восстановление пианино после наводн восстановление пианино после наводн восстановление пианино после наводн восстановление пианино после наводн восстановление пианино после наводн восстановление пианино после наводн восстановление пианино после наводн восстановление пианино после наводн Светлан детская музыкальная школа №1 Уральс детская музыкальная школа №1 Уральс детская музыкальная школа №1 Уральс Светлана Вастьянова детская музыкальная школа №1 Уральс детская музыкальная школа №1 Уральс детская музыкальная школа №1 Уральс наурыз детская музыкальная школа №1 Уральс Жания Аубакирова детская музыкальная школа №1 Уральс Басовый штег Екатеринобург Наталия Швечкова Ремонт фортепиано настройка
    Copyright MyCorp © 2017