Практика
настройки пианино натолкнула меня на мысль, что одной из главных причин
неэффективности обучения детей музыке заключается в том, что очень часто
домашние инструменты не являются
технически подготовленными к решению
пианистических задач.
Таким
образом, снижается, а в некоторых случаях делается невозможной работа над
главными задачами, поставленными педагогом во время занятий в учебном
заведении. Следует понимать, что речь
идёт не о самой настройке инструмента (интервалов звукоряда), а прежде всего
о техническом состоянии конкретного пианино.
Печально,
но факт, что и не все взрослые, и даже не все педагоги-пианисты, способны
различать настроенный инструмент от технически правильно отрегулированного.
Философия родителей, чьи дети посещают музыкальную школу, сводится к следующей
аксиоме: «Тебе же настроили твою пианину, так будь любезен играй на ней и не
жалуйся!» Таким образом, родители не понимают, почему у ребёнка в школе вроде
бы всё получается и учитель даже хвалит, а дома он начинает нервничать и
занятия превращаются в пытку.
Необходимо
чётко уяснить, что настройка пианино является базовым элементом обслуживания
инструмента, но далеко не единственным. Главным всё же является уверенность,
особенно, начинающего пианиста в правильности работы и согласованности работы
узлов и механизмов инструмента.
В своей
постоветской практике, я в этом убедился и всегда призываю пианистов
первоначально решить, какие технические задачи может и должен решить
мастер-настройщик, прежде чем приступит непосредственно к самой операции
настройки. Это связано с тем, что в настоящее время очень часто приходиться работать
с недорогими и, соответственно, малопригодными для систематических занятий
фортепиано.
Позволю
привести пример, такой технической недоработки, как регулировка молоточкового
механизма. Одна клиентка, договариваясь о настройке своего инструмента,
обронила следующую фразу: «Дескать, «пианина» играет отлично, две ноты
«западют», и одна нота играет не так.» Однако, придя на заказ, я обнаружил, что
пианино настроено на тон ниже и практически все молоточки в хорах не
отрегулированы, в некоторых случаях бьют по одной струне, а то и вовсе по
соседнему звуку. Хозяйка планировала, что я задержусь не более часа, так, во
всяком случае, поступил предыдущий настройщик. Каково же было её удивление,
когда я поинтересовался о времени следующего визита на следующей неделе.
«Токкату» я отрегулировал
и настроил в камертон, маленькая дочка хозяйки была счастлива, но у меня осталось какое- то, необъяснимое
чувство вины перед ребёнком, который страдал
более двух лет от нерадивости горе-настройщика и недопонимания взрослых.
Очень часто, в настоящее время, в музыкальных
школах инструменты, не отвечают элементарным техническим требованиям, что в свою очередь существенно снижает
эффективность работы педагога. |