В связи с часто возникшими вопросами по
необходимости содержания инструмента в чистоте и на основании опыта работы по
восстановлению и «реанимации» старых пианино, длительное время выведенных из
эксплуатации и хранящихся в недопустимых условиях (гаражи, сараи, чердаки,
подвалы, даже балконы, лоджии и т. п. ), считаю возможным предпринять попытку
дачи рекомендаций владельцам инструментов и начинающим настройщикам. Требование содержания инструмента в чистоте
обусловлено двумя составляющими, а именно: гигиена и качество звукоизвлечения. По истечении многих лет у меня сложилась
практика предварительной чистки пианино перед его настройкой. Могу ее
порекомендовать всем начинающим настройщикам, так как опытные специалисты знают
ее в совершенстве. Не рекомендую заниматься этим самим клиентам, для них я ее
привожу только с целью заострения внимания к этому, на первый взгляд кажется
простому, но, как оказывается, достаточно объемному и, самое главное,
обязательному и необходимому процессу каждой настройки. Для примера могу привести подробную
технологию весьма и весьма «запущенного» инструмента. Рабочий инструмент, как
правило, находится в довольно удовлетворительном состоянии, и приведенная ниже
технология может быть несколько упрощена. Общеизвестно, что если на пианино
постоянно играют, то моль там чувствует себя «неуютно». Однако, нередки случаи,
когда инструмент находится последнее время в активной эксплуатации, а состояние
его, в смысле пыли и других загрязнений, просто ужасное. Это обусловлено тем,
что перед его приобретением, оно хранилось длительное время в
неудовлетворительных условиях, а перед вводом в эксплуатацию, профилактические
работы проводились некачественно и формально, либо не были выполнены вообще.
Косвенным признаком этого может быть невыровненная клавиатура, под клавишами
которой моль «сожрала» прокладки. После демонтажа облицовочных деталей и
вскрытия клавиатуры, производится предварительная очистка деталей механизмов с
помощью пылесоса. Нужно быть осторожным в районе молоточкового механизма, чтобы
не повредить детали.
После этого необходимо внимательно осмотреть все детали,
узлы и соединения механизма пианино и удалить, возможно появившиеся в
результате небрежного хранения, остатки жизнедеятельности вредных «домашних животных».
В основном это последствия активного размножения на текстильных, войлочных и
фетровых деталях инструмента моли. Здесь пригодятся различных размеров и
конфигураций кисти, сначала с жестким, а потом и с мягким ворсом. Потом я
убеждаю клиента, что, в связи с неудовлетворительным состоянием инструмента,
вынужден немного «попылить», переставляю шланг пылесоса «на выброс» и «выдуваю»
остатки пыли. Процесс, как правило, сопровождается трагическими восклицаниями
клиента, с ужасом наблюдающего на то, как извлеченная «столетняя» пыль оседает
на предметах мебели квартиры. К этому надо быть готовым, убеждая хозяйку, что
«искусство требует жертв». Классическим и эффективным способом борьбы с
молью является масло чайного дерева. Оно расфасовано в емкости по 3-5 грамм, устанавливается в
цокольной нижней части инструмента, в крышке необходимо проделать небольшое
отверстие. Замену нужно производить один раз в полгода. В наших степных
условиях очень эффектна обычная белая полынь. Небольшой веничек «спасает»
пианино от моли от полугода до года. Но не только моль является вредителем
пианино, хотя она наиболее характерна и широко распространена, в практике
наблюдал неоднократные случаи, когда под клавиатурой, почему-то в районе 4-5
октавы, обнаруживается классическое мышиное гнездо, иногда с мумифицированными
мышиными детенышами. Чаще всего это происходит на первых этажах многоэтажек,
либо при эксплуатации инструмента после его длительного хранения в ненадлежащих
условиях. В качестве строительных материалов мыши, чаще всего, используют газеты.
По довольно крупным фрагментам одного из таких гнезд, я определил газету
«Правда» с материалами похорон товарища Сталина И. В. В другом случае это были
фрагменты бумажных дореформенных купюр, причем взгляд бабушки при этом выражал
некоторые смутные подозрения, а дедушка отводил глаза, с явным сожалением о
безвозвратно потерянной «заначке». На представленном снимке гнездо изготовлено из шерстяных нитей какого-то вязаного изделия. Использованы также фрагменты фетровых подклавишных прокладок. Вокруг гнезда большое количество продуктов жизнедеятельности мышей. Анализ показал, что мыши, в качестве входа в
свое «благоустроенное» жилище используют окно педали, а все остальное уже —
«дело техники». Старые настройщики, в состоянии персонажей на известной картине
«Охотники на привале», рассказывают случаи об успешной эксплуатации пианино в
качестве жилья, такими представителями животного мира как домашние хомячки,
бурундуки и даже белки. Ничего по этому поводу не могу сказать, белки у нас не
живут, им нужен лес, а у нас все больше степь и даже пустыня. Надеюсь, что убедительно показал, что
гигиеническая составляющая необходимости чистки инструмента немаловажна и,
более того, обязательна. Приведу только один случай, который убедительно
подтверждает это заключение. К нам в город, после известных событий, переехала
одна семья из Чечни. Спустя некоторое время девочка заболела тяжелейшей формой
аллергии. После неоднократных медицинских обследователей был установлен диагноз
и наиболее вероятный аллерген — домашние мыши. Квартира новая, современная,
европейского исполнения, третий этаж, мусоропровода нет, мебель вся новая,
итальянская. Производя настройку пианино, кстати весьма и весьма неплохой
инструмент, под клавиатурой я обнаружил мышиное гнездо. Все встало на свои
места, болезнь девочки возникла сразу после приобретения пианино бывшего в
употреблении и неизвестно как хранящегося до этого. Ежегодно сейчас я
настраиваю это пианино, тяжелейшая болезнь девочки, даже на удивление врачам и
к большому удовлетворению родителей, прошла сразу же после настройки. Вопрос влияния пыли на качество
звукоизвлечения тоже немаловажен, безусловно, чистый инструмент звучит «чище»
и, на мой слух, несколько громче, в отдельных случаях это отмечают и заказчики. Пользуясь случаем, не могу не остановиться и
на массовых случаях обнаружения в инструменте посторонних предметов,
обнаруженных мной при настройке. Различные монеты, иногда старинные и ценные,
иголки, всевозможные заколки и шпильки, ножницы, пилки для ногтей, расчески,
баночки из под косметики, коробки спичек и отдельные спички и еще много и много
всякого «барахла», иногда довольно объемного и необъяснимого по способу
попадания внутрь. Часто это обнаруживается в процессе эксплуатации пианино,
когда отказывает механика. Не менее часто все это вскрывается в процессе
настройки. Некоторые, наиболее сообразительные и изобретательные дети,
занимающиеся музыкой «из-под палки», часто пользуются этим, «подбрасывают» в
пианино и отказываются, хотя бы на короткий срок до прихода настройщика, от
занятий, делая себе своеобразные каникулы от ненавистного предмета. Таким образом, на основании вышеизложенного,
позволю себе заметить, что «пропылесосить под клавиатурой раз в двадцать лет,
это нормально», утверждение не совсем корректное, думаю, что такую процедуру
желательно делать все-таки почаще, хотя все, естественно, зависит от условий
эксплуатации; в элитных концертных аудиториях, с климат-контролем,
периодическими влажными уборками и обеспечением требуемых параметров влажности
и температуры, данная проблема менее актуальна. Подробнее данный материал изложен в моих
методических рекомендациях, которые можно скачать на сайте http://www.donguluk2009.narod.ru/
|